Дисциплина – это очень просто. Дисциплина необязательно должна быть связана с криками, унижением и выражаться в образе военного командира американских военных подразделений, кричащего тебе в лицо (вспомните фильм ФоррестГамп и его жизненный этап в армии – классика).
Дисциплина проявляется по-разному, не забывайте об этом. Суть – в выполнении обозначенных правил. Проблемы дисциплины – в отсутствии правил, в недостаточном их понимании, в нарушении последствий от невыполнения. Есть правила, значит есть их нарушения. Если есть нарушения – значит существуют последствия от нарушений правил. Можно назвать это наказанием, но нам это слово не нравится, потому что оно подразумевает некое унижение. Можно назвать это взысканием, санкциями, можно – последствием нарушений.
Вспомните себя в спорте: вы подчиняетесь определенным правилам, в рамках которых достигаете побед, а нарушение правил влечет за собой разной степени тяжести взыскание. В этом нет ничего нового, ничего дикого, ничего страшного.
Зачем нам нужно это развивать?
– Для того, чтобы помочь детям стать организованнее, самостоятельнее и начать уважать себя и других
– Для того, чтобы тренировка была эффективной (ничто не мешало решить поставленные задачи).
Дисциплину уместно развивать сразу же с 3 лет.
Первое, что случится между вами и учениками – это построение дисциплины. Детям в этом возрасте необходим регулятор их внутренней бури (активные процессы в нервной системе), поэтому ваши занятия с детьми начнутся именно с этого: с приручения их к себе и вашим правилам.
Дисциплина позволяет детям стать:
– Организованным
– Уважительным
– Терпеливым
– Рациональным
– Самостоятельным
Для того, чтобы добиться идеальной дисциплины даже в младших группах, нужно терпение, последовательность и ноль раздражительности. Самое главное для тренера: сохранить свой статус (иерархия) и остаться другом. Это можно осуществить благодаря дисциплине.
Алгоритм формирования дисциплины:
– Выяснить для себя, что можно ученикам делать на тренировке, а что нельзя.
– Запомнить это.
– Выяснить для себя, что можно делать тренеру, а что нельзя. Желательно, правила должны быть схожи.
– Запомнить это.
– Начинать тренировку с объяснения правил зала.
— Не перечисляйте весь список, – только самое актуальное. Следующие пункты оглашайте после нарушений, с предупреждением, что в следующий раз уже засчитается.
– Огласите последствия. Последствия не должны касаться личности, не должны быть унизительными, но ощутимыми, например: пропуск игры, пропуск очереди по водящему, пропуск личного контроля выполнения упражнения, удаление с тренировки. Удаление с тренировки возможно только в том случае, если за дверьми находятся их родители. Одного ребенка оставлять ЗАПРЕЩЕНО.
– Огласите правила зала и их последствия родителям. Попросите о содействии. Обычно, родителям не нужно объяснять, что дисциплина – это хорошо.
– Делайте акцент на правилах зала, а не на вашей прихоти, капризах, власти и т.д.
Держите слово при нарушении правил. Даже если это вас отвлекает от объяснения нового материала. Нужно понести взыскание – пусть несет. Вы должны это проконтролировать.
При организации последствий, не проявляйте агрессию, дружелюбно напоминайте тот пункт, который ребенок нарушил и демонстрируйте общее подчинение, то есть это не ваша месть ему, а общее следование правилам «всё ради тренировки». Правила зала и их нарушения не должны быть эмоционально окрашены. Это просто факт, с которым хочешь не хочешь, а надо мириться. Будьте последовательны: не уставайте напоминать правила и организовывать взыскания. Не увлекайтесь.
Дополнительные нюансы в формировании дисциплины: приучение к тому, чтобы вас уважали. Не поклонялись, не раболепствовали, а уважали. Тренер – хозяин тренировки. Он ведёт всех к здоровью и победам. Его обязаны уважать. Вы сами – в первую очередь.
Не стоит надевать на себя роль императора – она отпугивает и вскоре будет сломана неким родителем, который знает больше вашего. Дети таких боятся, слушаются, но не любят. Дружбы не получается. Не стоит быть другом или подружкой – дети таких любят, но не слушаются, в конце концов садятся на шею, манипулируют, а вырастая, не уважают. Между вами и учеником должна быть обыкновенная нормальная дистанция, свойственная положению ученик-мастер. Это невозможно требовать словами, такое можно создать только действиями. Вы должны ценить свое время, свои усилия, свою тренировку и пространство. При этом не излучайте агрессии, пренебрежения, но излучайте непоколебимость, решительность и твердость. «Строгий – не значит злой».
Ну и напоследок еще кое что. Придумайте жест приветствия и прощания друг с другом (кивок, поклон, здравствуйте – не на ходу, а остановиться и поздороваться и тд). Этот прием очень нравится детям. Ритуальность действия говорит о приобщении вас и учеников к Чему-то, к некоему Обществу, к Команде, Банде и тд. Причастность к Нечто очень важному детям очень нравится.
Тоже самое можно сделать и с залом. При входе в зал, приветствуя его, ребенок уже настраивается на серьезный рабочий лад, а не на шутки и пляски. Он чувствует, что зашел в некое Пространство, которое отличается от всех прочих и это Таинство детям очень нравится. Отсюда проистекает элементарное уважение к окружающему пространству: дети с удовольствием убирают за собой инвентарь, никогда не позволят себе прийти в грязной обуви, берегут оснащение зала и тд.
Не жалуйтесь на детей родителям. Только в самых сложных случаях обращайтесь за помощью, но не жалуйтесь. Оставляйте ваши конфликты в зале. Когда вас будут встречать родители с вопросом: ну как он? Как он себя вел сегодня? Отвечайте искренне, но уверенно, что вопрос решен, например: было там у нас пару раз недопонимание, но все решили, все отлично. Тогда ребенок, видя это, поймет, что вам можно доверять, а значит нет смысла ссориться и провоцировать.
Прежде чем требовать идеальной продуктивности, потренируйте дисциплину упражнениями на собранность, организованность и внимание.
Случай. Мои ученики от 3 до 15 идеально ведут себя на занятии. Независимо от зала, пола и вида занятия. Они знают, что я строгая и сесть на шею ко мне просто невозможно. Знают, что я очень дорожу этим залом и люблю свои занятия, поэтому не разрешаю разваливать тренировки плохим поведением. Так же они знают, что я люблю их. Мы можем обняться, можем шутить, можем говорить по душам. И самое главное – им интересно тренироваться. Они готовы любить тренировки так же, как я.
Коллеги, с которыми мне доводилось тренировать параллельно в соседних залах не переставали удивляться: почему они у тебя такие вежливые? Как ты это сделала? Это же дети! Я не знал (не знала), что они так могут.
Мои ученики, прерывали выполнение упражнения, если в зал входил старший. Они приветствовали его и продолжали тренироваться. Встречая старшего в коридорах, моих коллег и тд – они тоже приветствовали их. Каждый. В зал они шли друг за другом (парням 9—12 лет), и каждый здоровался с тем, кого видел. Взрослым приходилось останавливаться и приветствовать в ответ. Это не единичный случай и не мои эксперименты. Это старая добрая выучка балетной школы, школ боевых искусств, – альма-матер дисциплины. Дети всегда заходили в зал только после приветствия. Прежде чем войти, они делали короткий поклон (ну мы же ушуисты).
Уходя – тоже самое. Некоторым детям это так нравилось, что они кланялись в пол, и мне тоже. Впечатлительные юмористы. Обращались ко мне только через разрешение обратиться: ушуисткий жест приветствия. Вы можете выдумать свой условный жест и сделать его ключиком к общению, приветствию и прощанию. Я формировала эту привычку не из желания поклонения, а из желания помочь им научиться УВАЖАТЬ. Таким образом мои ученики научили других тренеров вести себя благороднее, так как не уходили, если не получали приветствия в ответ (это уже не моя работа, а им самим очень хочется ощутить эту магию приветствия друг между другом).
Вот увидите, как включите эти волшебные методы в практику, как изменится восприятие вас и тренировки у детей. Всё станет более важным и ценным в их глазах. Если требуете этого от них – выполняйте тоже. Уважайте, берегите и цените то, что вы делаете, то, что вокруг вас – дети ощущают это без слов и подстраиваются под ваши вибрации.
Хочешь получить свой знак отличия ВФСК ГТО?
Записаться на выполнение нормативов вы можете в нашем Центре тестирования
Телефон для справок: +7 (472) 422-29-68
- Главная
- Для жителей
- Новости и репортажи
- НОВОСТИ РУБРИКИ "ПОДТЯНИСЬ К ДВИЖЕНИЮ!
НОВОСТИ РУБРИКИ "ПОДТЯНИСЬ К ДВИЖЕНИЮ!
06 октября 2023, 09:00
Формирование дисциплины в работе детского спортивного тренера
Дисциплина – это очень просто. Дисциплина необязательно должна быть связана с криками, унижением и выражаться в образе военного командира американских военных подразделений, кричащего тебе в лицо (вспомните фильм ФоррестГамп и его жизненный этап в армии – классика).